iad58: (Default)
[personal profile] iad58
(В этом тексте подчеркиванием обозначены замены.)

Уважаемые знатоки! В известной истории о работе Третьего, заказе Первого и обидах Второго упоминаются последовательно лимоны, апельсин и мандаринчик, а в ее переводе на один из папуасских языков — лимоны, лимон и лимончик. С лимонами все понятно, но кто такие апельсин и мандаринчик?

Время!


Подсказка: Может, надо было Первого, Второго и Третьего назвать Адам, Каин и Авель или Бет, Гимель и Далет (вдруг китаистам понравились бы первые буквы)? В тексте-то они вообще не имеют имен. Они бы, наверное, сильно возмутились, если бы узнали об этом переводе.
Взял аноним из г. Партгенсек Брут, а также [livejournal.com profile] mashaaaa.

Date: 13 Dec 2017 21:39 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Никогда не решу, но очень рада и медведю, и лимонам :)

Date: 14 Dec 2017 06:59 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Мне-то ладно, а лимонам зачем?

Date: 14 Dec 2017 11:13 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
За компанию :)

Date: 13 Dec 2017 21:50 (UTC)
From: [identity profile] stasss.livejournal.com
Подвисли всей семьей, думаем.

Date: 14 Dec 2017 06:59 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Думайте! Тебя отгадка этой загадки особенно порадует!

Date: 15 Dec 2017 17:57 (UTC)
From: [identity profile] firben.livejournal.com
Целиком не под силу. Могу разве что начать обсуждение в комментариях.

Date: 26 Dec 2017 06:43 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Мне тоже не под силу, а интересно. Что это за заказ, обида одного и работа другого? Какие-то смутные ассоциации со сказками Андерсена, что ли...

Date: 27 Dec 2017 10:33 (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
Обиды, работа и заказы наводят на мысли о золотой рыбке и пожилых супругах, но на этом мысль останавливается. Там вроде не было ничего во мн.числе.

Date: 27 Dec 2017 11:09 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Морозко или что-то вроде того? Одна девочка задирает нос, а другая отзывается и делает?

Date: 28 Dec 2017 22:02 (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
да, но там девочки - женского пола. вряд ли.
может, миф какой-нибудь?

Date: 28 Dec 2017 22:29 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
или Библия...

Date: 27 Dec 2017 11:11 (UTC)
From: [identity profile] firben.livejournal.com
Первый, Второй и Третий написаны с прописных букв. Возможно, это монархи. Тем более есть слово "заказ", монархи любят делать заказы.

Date: 27 Dec 2017 11:54 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Это условные обозначения персонажей. Не надо сильно вчитываться в прописные буквы.

Date: 28 Dec 2017 22:06 (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
видимо, АПЕЛЬСИН и МАНДАРИНЧИК отсутствуют в Новой Гвинее, поэтому их и заменили на ЛИМОН и ЛИМОНЧИК?

Date: 28 Dec 2017 23:25 (UTC)
From: [identity profile] firben.livejournal.com
Животные могут какие-то отсутствовать. Они как раз одушевлённые, как верно сказано ниже.

Date: 1 Mar 2019 04:25 (UTC)
From: [identity profile] yitnaechani.livejournal.com
Кошка и собака? При переводе превращаются в собаку и собаку.

Date: 27 Mar 2019 21:54 (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
что-то еще может быть, связанное с цветами, вдруг в этом папуасском языке нет каких-то привычных нам цветообозначений.

Date: 30 Mar 2019 06:30 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Но замене подверглись существительные, а не прилагательные.

Я очень удивлен, надо сказать, что даже люди, имеющие отношение к лингвистическим олимпиадам, эту загадку не берут за время прочтения. Столько задач на папуасские языки рассматривали и решали, а о цветообозначениях речь вроде была только в одной из них.

(Хотя впервые о ключевом факте я узнал не из задач, так что знакомство с ними — не обязательное условие.)

Date: 14 Feb 2021 16:17 (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
Теперь, после анонсированного намека, немножко понятнее. Притча о блудном сыне и о том, кого они там пасли и ели? Астрологический апельсик из ответа анонима - телец (теленок)? Мандаринчик - козленок (привет Фрэнку)?

Один раз, кажется, упоминались "лимончики" в контексте обсуждения одной олимпиадной задачи на соответствующий язык, да. В задаче они как раз фигурировали.

Date: 14 Feb 2021 17:54 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Язык, который я имею в виду, — сентани; на него, насколько мне известно, не было олимпиадных задач. Но вообще задач на папуасские языки было немало, и свиньи в них упоминаются примерно так же регулярно, как рыбы в стихах, которые Алиса слышала в Зазеркалье.

Date: 14 Feb 2021 19:49 (UTC)
From: (Anonymous)
кстати, а являются апельсины тельцами в той загадке про коллекционера помидоров, которую ты вывесил на днях?

Date: 14 Feb 2021 20:28 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Нет, не являются. Я не могу сказать, что у меня замены никогда не повторяются, но здесь это не так.

Date: 14 Feb 2021 19:49 (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
Это не аноним, это я спросила.

Date: 27 Dec 2017 13:05 (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Три толстяка?

Date: 27 Dec 2017 17:11 (UTC)
From: [identity profile] fiviol.livejournal.com
То, что Первый, Второй и Третий упомянуты в вопросе не по порядку, говорит о том, что они - упорядоченная тройка. Если это действительно тройка (а не фрагмент четверки, пятерки, десятки), то велика вероятность найти эту тройку здесь:

https://iad.livejournal.com/241861.html
Скорее всего, сюжет литературный, так что что-то типа Атос, Портос и Арамис.
Смущает, что апельсин и мандаринчик должны быть "кто", а не "что". Возможно, это животные.

Date: 28 Feb 2019 19:05 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Все равно никогда не решу. Но история ведь наверняка из Библии, правда? Хотя почему китаистам... загадка!

Date: 3 Mar 2019 12:20 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Ну я китаистам не сказал ничего такого, чего не сказал бы всем. Известная история, которая у меня есть в переводе на довольно экзотический язык. Как я выяснил, не Новой Гвинеи, а Индонезии, но язык папуасский.

Date: 5 Mar 2019 20:46 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
В общем, раз Вы назвали Каина и Авеля, то, стало быть, это не они. Но никак не могу отделаться от мысли, что лимоны - все-таки овцы.

Date: 30 Mar 2019 06:38 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Это не они еще и потому, что хотя Авель трудился, а Каин жаловался, Господь Бог (третий персонаж в истории о них) вроде никому ничего не заказывал.

Не овцы … странно, даже парадоксально, но овец в этом рассказе нету.

Date: 13 Feb 2021 11:24 (UTC)
From: (Anonymous)
Я принадлежу къ тѣмъ людямъ - полагаю, не столь малочисленнымъ - для кого эта исторiя была содержанiемъ перваго текста, прочитаннаго въ жизни на языкѣ, съ помощью слегка измѣнившейся формы какового, по слухамъ, легче всего объясниться българину, не знающему русскаго, съ русскимъ, не знающимъ българскаго. Первый заказывалъ - но не второму и не третьему. Заказъ первымъ лимона и обида третьяго на невыдачу лимончика должны были бы быть непонятны аудиторiи. Мандаринчиковъ у насъ нынче практически не используютъ, а еще апельсинъ в чистомъ видѣ астрологиченъ, а мандарин(чикъ) наполовину.

Date: 13 Feb 2021 11:25 (UTC)
From: (Anonymous)
мандаринчика, конечно

Date: 13 Feb 2021 15:36 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Может, я тоже в каком-то смысле отношусь к этим людям, хотя прочитанный мной в далеком прошлом образец текста на этом языке (если не первым в жизни, то одним из) содержал не целую эту историю, а только ее окончание.

Profile

iad58: (Default)
Медведь

January 2026

M T W T F S S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 17 Jan 2026 04:43
Powered by Dreamwidth Studios