iad58: (Default)
[personal profile] iad58
В жизни человека есть много круглых дат. Но одна из них — самая круглая. Куда круглее, чем 100 лет. Такая хорошая дата, что аж завидно. Что ни говори, везет кое-кому из моих читателей.

Это не сегодня, это завтра. Но к этому нужно подготовиться заранее. Задаться вопросом:

Хэн есөн мянга есөн зуун ерэн есөн өдрийн өмнө төрсөн вэ?

(Спасибо [livejournal.com profile] chingachgukу и [livejournal.com profile] tar_ba_ganу за правку.)

From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
Правильнее бы звучал вопрос
Хэн есєн мянга есєн зуу ерын есєн єдрийн ємнє тєрсєн вэ?

From: [identity profile] iad.livejournal.com
Так, тут какие-то загадочные формы числительных. У меня невообразимо бестолковый учебник, в нем нет ни ерын, ни есөн. Кое-где встречается гурван наряду с гурав, но о том, чем они различаются, не говорится ничего.
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
Это нечто вроде статуса конструктуса, атрибутивные формы.

Гурав - три
Гурван нохой - три собаки
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Ага, понятно. Большое, однако, свинство со стороны Зои К. Касьяненко заявить, что «Количественные числительные по форме совпадают с основой имен числительных».
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
А она упражнения дает на числительные? Странно, что такие формы не встречаются.

Числительные

Date: 3 Feb 2005 14:16 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Нет, упражнений нет, примеров тоже. Вообще в тексте «учебника» такие формы встречаются, но нигде не сказано, какие они, у каких числительных они есть и как образуются (нэг и хоёр вроде и в атрибутивной позиции, и вне ее выглядят одинаково, а у гурав форма меняется).

(Это недоразумение называется «Современный монгольский язык», М.: «Муравей», 2002 г.)

Re: Числительные

Date: 3 Feb 2005 14:50 (UTC)
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
Да, книжка очень известная, но я ее не читал.
У нэг тоже есть атрибутивная форма - нэгэн, только она чуть менее облигаторна (впрочем, может это и не совсем так, но сейчас лень задумываться над анализом контекстов). Это все наследие гнусного письменномонгольского прошлого. Родимые пятна.

Re: Числительные

Date: 3 Feb 2005 15:50 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Отчего же, ведь именно в письменномонгольском прошлом была тишь да гладь, а потомки, подлецы, перестали произносить некоторые конечные н (вместе с предшествующими им гласными), вследствие чего появилось разнообразие форм. Или не так?

Илья, раз уж зашел разговор о числительных, как примирить свидетельство Е.А. Кузьменкова (из «Языков мира», кажется), что в могольском языке пятиричная система счисления (6 — ‘одна рука и один палец’), с этими могольскими числительными (6 jurγan и т.д.)?

Re: Числительные

Date: 4 Feb 2005 08:17 (UTC)
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
Я про числительные уже писал как-то в рассылку задачной комиссии, когда они обсуждали задачку про могольские числительные.

Кузьменков сам моголов не изучал, а читал книжку Рамстедта. Рамстедт же пишет, что такой "пальцевый счет" по сообщению его информантов-мужчин практикуется у женщин и детей. Сами же мужики считают до пяти по монгольски, а числительные 6-9 - персидские.

Впрочем, бывает еще и книжка Вайерса про моголов, возможно там есть числительные монгольского происхождения от 6-9, но точно не помню. По крайней мере в нашем этимологическом словаре алтайских языков для шестерки не приводится никакой могольской формы, так что может и у Вайерса их нет.

Неустойчивый n

Date: 4 Feb 2005 10:06 (UTC)
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
Я над этим неустойчивым n не один месяц промучался,но так и не знаю правильного ответа.

Там же штука в том, что у малого числа этих конечных -n = есть приличные алтайские соответствия. Кроме того, часть объясняется морфологическими причинами (в некоторых аффиксах n всегда неустойчиво). Понятно, что в современных языках неустойчивый n стало появляться по аналогии у некоторых основ, в которых раньше его никогда не было.
Но самая большая подлянка в том, что в близкородственных бурятском и монгольском языках набор основ, в которых имеется неустойчивый n, довольно сильно различается. И объяснить это толком мне не удалось.

Re: Числительные

Date: 7 Feb 2005 06:37 (UTC)
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
Да, посмотрел книжку. Там в тексте к разделу Числительные даются и нэгэн и прочие атрибутивные формы, но все без перевода. Действительно свинством отдает :)

Re: Числительные

Date: 7 Feb 2005 12:56 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Мало что без перевода — без какого бы то ни было комментария. А в самом разделе черным по белому сказано: «Количественные числительные по форме совпадают с основой имен числительных. К ним относятся единицы (нэг, хоёр, гурав, […]), […]». А потом: «Кратные числительные образуются путем присоединения к основе количественного числительного аффикса -т(а): гурванта […]». То есть, получается, гурав — основа и гурван — тоже основа. Это не свинство, нет. Свиньи — животные серьезные, они такого не сделают.

Date: 3 Feb 2005 20:51 (UTC)
From: [identity profile] aneta.livejournal.com
10000 дней? ;)

9999

Date: 3 Feb 2005 21:00 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
‹смотрит на часы› Уже 10000.

Date: 4 Feb 2005 00:16 (UTC)
From: [identity profile] tushkanchik.livejournal.com
Самая круглая дата - это ноль лет! (ноль месяцев, недель, дней, часов, минут, секунд и терций) :))

Ноль

Date: 4 Feb 2005 06:40 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Это только если жизнь рассматривать как замкнутый (по крайней мере слева) интервал. А на этот счет существуют разные мнения.

Re: Ноль

Date: 4 Feb 2005 22:36 (UTC)
From: [identity profile] tushkanchik.livejournal.com
Ну, не обязательно ее так рассматривать... Круглая дата может и не принадлежать жизни. Например, 300летие со дня рождения Пушкина. :))

Re: Ноль

Date: 4 Feb 2005 22:44 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
То-то я начал с оговорки: «В жизни человека есть много круглых дат». Вне жизни, конечно, их вообще бесконечность.

Date: 4 Feb 2005 07:50 (UTC)
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
Очень эротичая какая-то дата :)
From: [identity profile] tar-ba-gan.livejournal.com
тебе как исправляльщику вопрос

что за ерын и почему зуу
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
Вах! Поймал-да. Ну канешна, есєн мянга есєн зуун ерэн ес
From: [identity profile] tar-ba-gan.livejournal.com

посмотрел я на этот вариант со всеми исправлениями свежим взглядом...

во-первых вопросительная частица тут - не ве, не ме и не кукареку, а бээээ. Тьфу на меня что полез исправлять и не исправил самого простого.

Мне еще не нравится что подлежащее так трагично далеко отстоит от сказуемого в столь неортодоксальной фразе. Может все-таки так? "9999 өдрийн өмнө хэн төрсөн бэ?" исключительно для того чтобы фраза была более понятна. Она ж нестандарт!

Причем это ведь только если мы подразумеваем одного человека! Если мы спрашиваем из расчета не получить одно имя-фамилию, а из ожидания что нам представят несколько кандидатов, у нас "кто" будет (не убивайте меня, я просто знаю слова из филологии но что они значат не понимаю) во множественном числе! или как это... "удвоение как показатель неопределенной множественности". То есть "9999 өдрийн өмнө хэн хэн төрсөн бэ?

Ну и под занавес, я стал маньячить и чуть не заявил что "не ерэн... не ерэн... наоборот эта э в вашей кодировке должна стоять!" на самом деле конечно ерэн, а слышится как ерөн
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Мы спрашивали из расчета получить одно имя–фамилию («Илья Грунтов», если конкретнее). Он, конечно, не единственный в мире родившийся в тот день, но о прочих мы не рассчитываем узнать (когда-либо и тем более сейчас).

Собственно, даже такого расчета не было, вопрос-то был риторический.

Date: 7 Feb 2005 06:36 (UTC)
From: [identity profile] chingachguk.livejournal.com
А вы представьте себе момент начала жизни человека :)

Profile

iad58: (Default)
Медведь

January 2026

M T W T F S S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 17 Jan 2026 19:37
Powered by Dreamwidth Studios