— Уважаемые господа! Я собираюсь провести со своими учениками один из летних месяцев в храме Шуйсяди — Земля под Водой, чтобы предаться размышлениям. Сыном Неба велено, чтобы вы оказывали мне содействие. — И он показал императорскую грамоту.
Секретарь начальника управления позвал чиновника Жань Эрци, и была составлена бумага, по которой тот должен был получить в казне управления 3600 лянов серебра и купить женьшеневого вина для Дай Ифаня и его учеников. Известно, что оно очень способствует размышлениям.
Жань Эрци побывал у нескольких торговцев, узнал, что все продают женьшеневое вино по 60 лянов серебра за бутыль, и купил 60 бутылей.
Через три месяца Дай Ифань приехал с учениками. Все время от праздника Большой Жары до праздника Малой Жатвы они сидели в храме Шуйсяди, сбивали печати с бутылей женьшеневого вина, печати с изображенной на них ценой отдавали Жань Эрци для отчета, а вино пили, размышляя о древних историях. А потом они уехали.
Через две-три недели Жань Эрци пришел к смотрителю казны управления Гуанмэнь и передал ему 60 печатей с винных бутылей. Тот осмотрел их внимательно и воскликнул:
— А зачем ты покупал такое дорогое вино?
— Как это дорогое? Это же базарная цена, у всех такая.
— У всех, да не у всех. Вот договор, заключенный два месяца назад с торговцем Ли, по которому он обязуется продавать чиновникам из нашего управления женьшеневое вино по 30 лянов серебра за бутыль. Если бы ты купил у него 120 бутылей, все было бы хорошо. Но этих печатей, с такими высокими ценами, я у тебя не возьму. Это запрещено. Мне за это дадут 30 батогов. Может, и больше.
— И что же тогда?
— А то, что ты взял из казны 3600 лянов серебра. И теперь должен вернуть. И желательно, чтобы сейчас же. За промедление получишь 60 тяжелых палок. Из бамбука.
— Но я же потратил серебро на вино согласно приказу, — стал объясняться Жань Эрци. — А о том договоре я не знал ничего.
— Ах, ты не знал? Что же, одним несведующим чиновником будет меньше в Поднебесной, — скрипнул зубами смотритель казны, прогнал Жань Эрци, а сам отправился к секретарю, и там стали составлять доклад начальнику управления с предложением четвертовать Жань Эрци за хищение казенных средств, продать его земли, жен и детей, чтобы восполнить ущерб, а что останется, раздать чиновникам казначейства на чай. Чай в Поднебесной очень любят.
Составление доклада застопорилось, пока они делили чаевые. Тем временем Жань Эрци пошел в управление Шугун — Палата Счета. Там он нашел казначея и сказал:
— Достойнейший! Представьте, что я отдал вам 3600 лянов серебра. А вы дали мне на них бумагу.
Казначей управления Шугун кивнул.
— И еще представьте, что вы купили на них 60 бутылей женьшеневого вина по 60 лянов каждая. Вино выпили почтенные ученые мужи, а печати с бутылей сохранились для отчета.
Достойный чиновник кивнул еще раз.
— Ну так вот вам печати, а вы выдайте мне документ.
Казначей подумал, не нашел в предложении ничего порочного, взял печати и дал бумагу. Жань Эрци вернулся в управление Гуанмэнь и сказал секретарю:
— Вот документ из управления Шугун. Серебро я отдал им, вино купили они. Нарушения приказа, чтобы чиновники из нашего управления покупали вино только у господина Ли, не было.
Тягаться с управлением Шугун чиновники не решились, и случай был закрыт.
— Когда буду … — промолвил ученый Дай Ифань, размышляя об этой истории. — Если буду …. Ладно уж. Буду императором — первым делом прикажу утопить всех дураков. Вот.
Голова Конфуция скептически покачалась и медленно погрузилась обратно в бутыль с женьшеневым вином.
no subject
Date: 24 Oct 2005 11:01 (UTC)no subject
Date: 24 Oct 2005 14:44 (UTC)no subject
Date: 24 Oct 2005 15:09 (UTC)no subject
Date: 24 Oct 2005 15:36 (UTC)no subject
Date: 24 Oct 2005 16:50 (UTC)no subject
Date: 24 Oct 2005 19:40 (UTC)no subject
Date: 24 Oct 2005 19:13 (UTC)no subject
Date: 24 Oct 2005 19:44 (UTC)