iad58: (Default)
[personal profile] iad58
С [livejournal.com profile] sabadel визжим от удовольствия, обнаружив, что гагаузский язык освоил славянский феминитивный суффикс -(й)ка и вовсю им пользуется, строя в т.ч. такие слова, которые славянским языкам и не снились: ӱӱрениӂийка ‘ученица’, сааӂыйка ‘доярка’, падишахка ‘царица’, гӧзелка ‘красавица’. А что, только болгарскому заимствовать турецкие суффиксы и создавать слова вроде войниклък ‘солдатчина’, куражлия ‘храбрец’ или превратаджия ‘путчист’?

Из забавного: в «Грамматике гагаузского языка» Л.А. Покровской (1964 г.) в соответствующем разделе первый приведенный пример феминитива на -кабалдыска ‘свояченица’, которое если феминитив, то нетипичный (плеонастический), потому что по-турецки baldız и так обозначает лицо женского пола; в болгарском балдъзка вполне употребительно, но оно деминутив от балдъза, там другой (?) суффикс -к(а).

И из еще более забавного. В гагаузской народной сказке «Оглан хем Мари-кыз» птицу, повадившуюся посещать сад отца героя и воровать яблоки, называют зарарӂыйка ‘вредительница’ и теклифсиз мусафирка ‘(незваная) гостья’. Вообще-то если бы в русском или болгарском тексте птица, или в украинском птиця, или в молдавском пасэре, да хоть бы в латинском avis характеризовалась так, не было бы вопросов: грамматический род действует именно так. Но тут есть: каким образом рассказчик с предположительно тюркским языковым сознанием решил, что куш — женского пола?

Date: 23 Nov 2020 08:26 (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Птицы (https://www.livejournal.com/category/pticy?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 23 Nov 2020 09:11 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Копытцем в небо, Фруша, как обычно.

Date: 23 Nov 2020 09:13 (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Спасибо, ваш ответ делает нас лучше

Date: 23 Nov 2020 11:04 (UTC)
From: [identity profile] mvs.livejournal.com
сюжет сказки заимствованный, так что и пол мог заимствоваться вместе с ним

Date: 23 Nov 2020 11:49 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Сюжеты, конечно, на месте не сидят. Но вроде известно, что это в языках с родами (мэ и жо) при одушевлении в сказках, метафорах и т.п. животные, растения, предметы и абстракции принимают тот пол, который подсказан языком, и потом еще возникают споры, как сказывается на восприятии сюжета, что Лафонтенова труженица у Крылова самец, а Киплингов беглец из удайпурского зверинца по-русски самка, — а для говорящих на безродовых языках такой вопрос вообще не возникает, и Кэрроллов сказ про безумное чаепитие можно прочитать полностью в венгерском переводе, так и не узнав, какого пола предполагается Соня. А оно вот как.

Date: 23 Nov 2020 15:51 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Как интересно про суффиксы. А в русском ведь тоже есть заимствованные продуктивные суффиксы? - шахтёр, паникёр, кое-какер... Есть ли еще?
Edited Date: 23 Nov 2020 15:52 (UTC)

Date: 23 Nov 2020 16:34 (UTC)
From: (Anonymous)
Вы же знаете, что первое -чи- въ българскомъ, похоже, до-турецкое, отъ своихъ тюркскихъ корней, откуда потомъ рус. кормчiй, кравчiй, зодчiй, и даже, кажется, преосмыслившiйся книгочей, который кънигъчи(и).

Date: 23 Nov 2020 17:32 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Сразу вспоминаются другие такие же — западноевропейские косая черта международные: -аж (подхалимаж), -изм/-ист (пофигист), кое-какие феминитивные тоже.

Date: 23 Nov 2020 17:35 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Да, есть такое дело. Но в форме -джия оно не оттуда: звука /џ/ в доосманское время вообще не было.

Date: 23 Nov 2020 23:49 (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Это могло быть сознательное решение - как, например, медведица или евражка в некоторых северных сказках.

Date: 24 Nov 2020 08:12 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
А что за сказки? Точно ли евражка была представлена как самка в оригинале? Может, у медведицы были медвежата?

Date: 24 Nov 2020 15:09 (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Да, евражка была девочка, они с кем-то украшениями менялись, кажется, с нерпой. Медведица была медведица, но без медвежат, она просто на кого-то вышла из кустов, помогла в квесте и ушла.

Date: 24 Nov 2020 20:23 (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
В иврит вошли русские суффиксы "-ник" и "-чик", особенно первый, который остаётся вполне производительным - к уже довольно старым словам кибуцник, мошавник, пальмахник с течением времени добавились магавник (пограничник - от "магав" пограничная охрана), затем маарахник и ликудник, да и вообще можно на ходу прибавить этот суффикс почти к любому названию партии или организации и это будет всем понятно.

Более того, смысл суффикса расширился в направлении носителя какого-то качества: клумник (никчёмный - от "клум" ничего), шовавник (хулиган - от "шовав" озорник) итп.

Date: 25 Nov 2020 08:24 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Ну евражка по-русски так или иначе женского рода. С медведицей интереснее. Знать бы, с какого языка это на русский переводилось и как было в оригинале.

Date: 25 Nov 2020 14:28 (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Ну, я бы не стал говорить, что евражка девочка, если бы из текста это было не очевидно. Это всё-таки не совсем честно относительно вашего примера.

Книга была не моя, к сожалению, я сейчас поищу в сети контекстным поиском, если найду, скажу

Date: 25 Nov 2020 23:54 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Шовавник? Я знаю только "шабабник".

Date: 26 Nov 2020 08:38 (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Это дальнейшее искажение.

Date: 26 Nov 2020 09:16 (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Вроде нет, это арабское слово, здесь есть этимология:
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%91%D7%91%D7%A0%D7%99%D7%A7

(результат получается как раз тоже в тему - арабский корень со славянским суффиксом)
Edited Date: 26 Nov 2020 09:17 (UTC)

Date: 26 Nov 2020 09:38 (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Да, понятно. Не совсем так, как я думал, но даже ещё интересней.

Date: 26 Nov 2020 09:53 (UTC)
From: [identity profile] iad.livejournal.com
Может, скорее шовавник — дальнейшее искажение, вернее, адаптация? Яндекс подтверждает, что он употребителен, между тем тут שַׁבַּבְּנִיק с огласовками и дагешами.

Date: 26 Nov 2020 10:00 (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Да, похоже на то.
Page generated 17 Jan 2026 03:14
Powered by Dreamwidth Studios